Инклюзивное образование и его особенности
Сохранить статью:
Что это? Инклюзивное образование означает систему обучения, основанную на признании и уважении уникальности каждого обучающегося. Его главная задача – обеспечить среду, подходящую и удобную для любого человека, вне зависимости от его физического состояния, социального положения или психологических характеристик.
Что учесть педагогам? В такой системе внимание уделяется адаптации учебного процесса к нуждам учащихся, обеспечению равных возможностей для получения знаний и развития способностей. Это касается подготовки помещений или материалов и формирования толерантного отношения в обществе.
- Понятие инклюзии в системе образования
- Важность инклюзивного образования
- Преимущества и недостатки инклюзивного образования
- Сложности внедрения системы инклюзивного образования в современных школах
- Принципы инклюзивного образования
- Виды инклюзивного образования
- Организация инклюзивного образования в школе
- Педагогические приемы и методы инклюзивного образования
- Правила работы с детьми с ОВЗ
- Часто задаваемые вопросы об инклюзивном образовании
Понятие инклюзии в системе образования
На закате ХХ века во многих передовых странах мира, включая США, Великобританию, Швецию, Германию и скандинавские государства, основным направлением в сфере образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование. Этот подход предполагает включение таких детей в общеобразовательный процесс с обеспечением им дополнительных специальных условий, помощи и поддержки для успешного обучения.
Интегрированное образование предусматривает создание специальных коррекционных классов в обычных школах и групп в детских садах. Это первый шаг от традиционной системы специального образования, которая разделяла детей на «обычных» и «особых», к системе, признающей и ценящей разнообразие среди учащихся и рассматривающей каждого ребенка как полноправного участника образовательного процесса.
Опыт внедрения интегрированных программ как в России, так и в мире показывает, что индивидуальный подход к детям с особыми потребностями является ключевым для каждого ребенка и открывает новые возможности для детей с нормативным развитием. Однако выделение специальных классов и групп для детей с особыми потребностями часто приводит к их социальной изоляции и созданию преград в общении со сверстниками.
Именно поэтому концепция интеграции постепенно уступает место идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с различными потребностями с учетом их индивидуальных особенностей.
Концепция инклюзивного образования представляет собой осознание уникальности каждого ребенка и его потенциала для обучения. Осуществляется это путем адаптации подходов обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика. Это гибкая система, в которой учитываются не только потребности детей с различными видами развития, но также их этническая принадлежность, пол, возраст и социальное окружение. В такой системе обучения акцент делается на приспособлении образовательного процесса к нуждам каждого ребенка, а не на приучении ребенка к стандартной системе.
Преимущества инклюзивного образования ощущают все ученики, поскольку применяются новые подходы к обучению, вариативные формы и методы передачи знаний и воспитания. Дети с особыми потребностями могут учиться вместе с другими учениками в общих классах, получая при этом дополнительную поддержку и индивидуализированные учебные планы.
Термин «инклюзия» пока еще не имеет четкого определения, и в литературе можно найти разные интерпретации:
- Инклюзивное образование – это процесс признания и учета разнообразия потребностей всех учеников.
- Инклюзия – это процесс обеспечения полного участия всех граждан в обществе, включая тех, кто сталкивается с физическими или иными трудностями.
- Инклюзия – это ощущение принадлежности к сообществу, где каждый ученик может активно участвовать в жизни школы или другого образовательного учреждения.
- Инклюзия – это обеспечение возможности для всех учеников активно взаимодействовать и заботиться друг о друге в рамках образовательной среды.
Изучение понятия «инклюзия» отличается разнообразием интерпретаций, так как это процесс, направленный на создание новых методов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника. Поэтому определение данного концепта может различаться в зависимости от контекста обучения и индивидуальных особенностей аудитории.
Важность инклюзивного образования
Важность инклюзивного образования является несомненной. По данным на 2022 год, количество детей с особенностями физического и психического развития в России превышала 700 тысяч. Согласно законодательству об образовании, каждый из них имеет право на получение знаний и навыков, независимо от своих отклонений от нормы. В настоящее время многие из этих детей обучаются в обычных учебных заведениях благодаря созданию специальных условий.
Главная цель инклюзивного образования заключается в том, чтобы обеспечить детям с инвалидностью возможность учиться вместе с другими, не сталкиваясь с трудностями, характерными для индивидуального обучения. Основное различие между инклюзией и предыдущими методами заключается в том, что она позволяет этим детям быть частью школьного коллектива, общаться с другими учениками и участвовать в жизни школы.
Центральной идеей инклюзивного образования является акцент на ценности и уникальности каждого человека. Цель инклюзивного образования – внедрение в сознание детей идеи о том, что каждый из них, независимо от своих особенностей, имеет право на образование, общение с другими учениками, занятия творчеством, спортом и физкультурой. Сегодня общество открыто для всех, и наличие инвалидности не должно стать препятствием для активной жизни и полноценного участия в социальной деятельности.
Для детей с особыми внешкольными образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья) современное инклюзивное образование представляет собой возможность не терять связь с семьей, а оставаться близко к родным, вместо того чтобы находиться в специальном интернате, который может располагаться на значительном удалении от дома. Учеба в обычной школе позволяет им поддерживать семейные узы, проживать с родственниками и чувствовать постоянную поддержку со стороны близких.
Преимущества и недостатки инклюзивного образования
По сравнению с другими методами обучения инклюзивное образование имеет свои позитивные и отрицательные стороны. Среди достоинств можно выделить:
- Расширение круга общения за счет инклюзивного образования, открывающего возможности взаимодействия с различными людьми, включая тех, кто не имеет ограничений в здоровье. До внедрения инклюзивного образования дети с особыми потребностями имели ограниченные возможности для общения и в основном взаимодействовали только с родственниками или посетителями специализированных центров.
- Возможность полноценной интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями также имеют право на участие в различных культурных мероприятиях, таких как выставки, экспозиции в музеях и театральные представления. Однако для них важно создать доступную и адаптированную среду.
- Получение коррекционной, психологической и социальной поддержки как во время обучения, так и в повседневной жизни. Такая поддержка оказывается специалистами, обученными в области инклюзивного образования.
- Инклюзивное образование способствует развитию навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом осуществляется при помощи тьютора, который выступает посредником между учащимися с особыми потребностями и другими участниками образовательного процесса. Тьютор сопровождает особого ученика на всех этапах его обучения.
При оценке инклюзивного обучения важно не упускать из виду его недостатки.
Среди них можно выделить:
- Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, таких как воспитатели, учителя, психологи, дефектологи и логопеды, имеющие опыт работы с детьми с особыми потребностями.
- Часто преподаватели относятся к учащимся с особыми потребностями с недостаточным вниманием, что может привести к несправедливой оценке их знаний и навыков.
- Общегосударственные учебные программы, как правило, не учитывают индивидуальные потребности определенных учащихся, что может привести к ограничениям в образовании на определенном этапе.
- Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, зачастую сталкиваются с недостаточным доступом к информации, что может ограничить образовательные возможности их детей.
- Для достижения лучших результатов в обучении и развитии детей необходимо повышение качества как инклюзивного, так и традиционного школьного образования.
Сложности внедрения системы инклюзивного образования в современных школах
Основные ценности и убеждения людей укоренились глубоко, и менять их довольно сложно. Одним из главных барьеров, связанных с инклюзией, является негативное отношение, которое формируется на основе существующих ценностей и убеждений.
Что можно сделать? Часто ситуация меняется, когда человек видит положительные результаты инклюзивного подхода на практике. Также важно помочь людям разобраться в своих скрытых установках и приоритетах, определить, соответствуют ли они их истинным убеждениям и ценностям.
Для устойчивой реализации программы инклюзивного образования необходимо открыто и ясно сформулировать эти ценности и убеждения. Основные принципы инклюзивного образования содержатся в различных культурах, философских системах и религиях, и они отражены во многих международных документах о правах человека.
Главные идеи, связанные с концепцией инклюзивного образования:
- взаимное уважение;
- толерантность;
- понимание своей роли в обществе;
- обеспечение возможностей для развития индивидуальных способностей и талантов;
- взаимопомощь;
- возможность учиться друг у друга;
- ощущение поддержки коллектива и оказание ее и другим членам сообщества.
В различных культурных и социальных средах некоторые из этих ценностей и принципов могут приобретать особую значимость. Например, в развивающихся обществах акцент может быть сделан на осознании своей роли в социуме, в то время как в продвинутых странах больше внимания уделяется индивидуальным способностям. В разных культурных средах некоторые люди более активно отстаивают эти принципы, чем другие.
на наши новости
500 000 пользователей!
Встречаются случаи дискриминации и притеснений, что является негативным явлением. Часто это обусловлено недостатком знаний, страхом и низким уровнем образования, что мешает людям придерживаться высоких моральных принципов или руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Иногда причиной тому могут быть устаревшие традиции, такие как угнетение женщин. Кроме того, в ситуациях экстремальной бедности и беззащитности принцип «выживает сильнейший» может стать приоритетным, что обостряет проблему.
Преодолению незнания и страха может способствовать образование, обеспечение безопасности и освобождение от притеснений. Это поможет людям придерживаться более высоких нравственных принципов и отстаивать их на практике. Таким образом, инклюзия должна рассматриваться в более широком контексте.
Инклюзивное образование признает ценность разнообразия среди всех детей и их способности к обучению. Это гибкая система, которая учитывает потребности каждого ребенка, вне зависимости от его развития или принадлежности к определенной этнической, культурной, социальной или возрастной группе.
Принципы инклюзивного образования
Принципы инклюзивного образования в России закреплены в основных законодательных актах, таких как Конституция РФ, федеральные законы «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также международными нормативными документами, включая Конвенцию о правах ребенка и Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Подписание Россией в 2008 году Конвенции ООН «О правах инвалидов» подчеркивает важность обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях и в течение всей жизни для гарантированного права на образование.
Принципы инклюзивного образования основаны на ценностях и убеждениях, направленных на конкретные действия, необходимые для успешной реализации инклюзии.
Ключевые аспекты, которые необходимо разрабатывать с учетом конкретных условий:
- Все дети должны иметь право на обучение в местной школе, независимо от их особенностей или предпочтений учителей.
- Система образования должна быть адаптирована к потребностям каждого ребенка, а не наоборот.
- Для обеспечения доступности обучения детям необходима соответствующая поддержка, такая как система Брайля, субтитры и сурдоперевод.
- Образовательная среда должна быть физически доступной и дружелюбной ко всем группам.
- Дискриминация и издевательства над детьми-инвалидами абсолютно недопустимы.
- Решения, касающиеся инклюзии, должны приниматься школьным сообществом совместно.
- Образовательные, семейные и общественные структуры несут общую ответственность за решение проблем, учитывая при этом социальную модель, в которой школа преодолевает трудности, а не ребенок приспосабливается к школе.
Оценка успеха, или показатели успеха, являются ключевыми моментами, определяющими, насколько удачно наши ценности, убеждения и принципы воплощаются на практике. Эти показатели должны быть разработаны с участием всех заинтересованных сторон, с учетом местных культурных особенностей и конкретных контекстуальных условий.
Инклюзивное образование опирается на восемь основных принципов:
- Все люди ценны, независимо от их способностей и достижений.
- У каждого человека есть способность чувствовать и мыслить.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы его услышали.
- Взаимная поддержка и взаимозависимость необходимы каждому.
- Истинное образование достигается только через реальное взаимодействие.
- Все люди нуждаются в поддержке своих сверстников и дружбе с ними.
- Прогресс для каждого учащегося может проявиться в том, что он умеет делать, а не в том, что не умеет.
- Разнообразие обогащает все аспекты человеческой жизни.
Виды инклюзивного образования
В инклюзивном образовании дети с различными нарушениями в развитии подразделяются на восемь групп, каждая из которых требует особого подхода:
Глухота
Дети, лишенные слуха с рождения или в раннем возрасте, нуждаются в специальном обучении, включающем использование сурдо- и акустической аппаратуры для развития речевых навыков и приспособления к социальной среде.
- Слабослышание или поздние проблемы со слухом. У этих детей есть остаточная способность к самостоятельной речи. Педагоги помогают им развить умение распознавать речь по губам, зрительно воспринимать информацию и взаимодействовать с окружающими.
- Слабовидение, полное отсутствие зрения, амблиопия и косоглазие. Для обучения используются тифлооборудование и специальные материалы, а также акцент делается на активации других анализаторов вместо зрения.
- Проблемы в произношении, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и немота. Педагоги корректируют речевое развитие и компенсируют недостаток через музыкальные, ритмические и моторные занятия.
- Нарушения опорно-двигательного аппарата. Обучение сосредоточивается на восстановлении двигательных функций и коррекции вторичных дефектов, совмещаясь с трудовой деятельностью для повышения уверенности учеников.
- Задержка психического развития. Педагоги развивают навыки получения и усвоения знаний, а также логическое мышление для преодоления низких познавательных процессов.
- Умственная отсталость. Важно развивать у таких детей трудовые навыки и интегрировать их в социум, обучая считать, читать и писать.
Обучение каждой из этих групп продолжается в течение 12 лет, обеспечивая индивидуализированный и эффективный подход к образованию каждого ребенка.
Организация инклюзивного образования в школе
Реализация инклюзивного образования в школьной среде требует применения различных методов и стратегий.
Важными составляющими этого процесса являются:
- разработка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ученика с учетом его специфических образовательных потребностей;
- проведение социальной реабилитации внутри и вне учебного заведения для полноценной интеграции инклюзивного образование детей с ОВЗ в общество;
- оказание психолого-педагогической поддержки в процессе обучения и социализации, направленной на развитие личности и социальных навыков;
- организация психолого-педагогических консилиумов для обсуждения индивидуальных потребностей каждого ученика и разработки эффективных стратегий работы с ними;
- ведение портфолио для отслеживания прогресса и достижений каждого ученика;
- повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования и адаптации учебного процесса под разнообразные потребности учащихся;
- создание адаптивной образовательной среды, включая доступность помещений и специализированных средств обучения для всех учеников;
- формирование дружественной и толерантной атмосферы в учебной среде, способствующей взаимопониманию и взаимодействию между учениками.
Эти методы и подходы направлены на создание включающей среды, где каждый ученик может реализовать свой потенциал и достичь успеха в обучении и социальной адаптации.
Педагогические приемы и методы инклюзивного образования
В инклюзивном образовании используются разнообразные педагогические приемы и методы, направленные на обеспечение эффективного обучения всех учащихся:
- Совместное групповое обучение. Каждый участник группы выполняет свою роль, и успех образовательной деятельности зависит от активности всех членов группы, включая детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Учитель организует взаимодействие между учениками и следит за их работой в процессе обучения.
- Взаимное обучение. Здоровые ученики передают свои знания и умения одноклассникам с ОВЗ под контролем педагога. Этот метод доказал свою эффективность, поскольку дети с ОВЗ доверяют своим сверстникам и легко усваивают информацию. Взаимное обучение может применяться в различных предметах школьной программы.
- Игровые методы. Этот подход включает разнообразные игровые формы обучения, подходящие для разных возрастных групп и условий обучения. Игры являются понятным и мотивирующим способом обучения, который способствует объединению детей, развитию командного духа и взаимопомощи.
- Информационно-коммуникационные технологии. Использование современных технологий играет важную роль в инклюзивном образовании и образовательном процессе. Учителя могут использовать проекторы для демонстрации материала, а также голосовое или музыкальное сопровождение для активизации памяти учащихся. Для проверки знаний могут применяться компьютерные тесты, викторины и другие формы, соответствующие возрасту и уровню развития учащихся.
В инклюзивном образовании особенно важно соблюдать правила работы с детьми, имеющими особенности развития (ОВЗ), чтобы обеспечить им психологический комфорт и успешную адаптацию. Ниже приведены основные рекомендации для педагогов.
Правила работы с детьми с ОВЗ
Для успешной адаптации детей с ОВЗ рекомендуется соблюдать ряд правил.
- Индивидуальный темп работы. Важно не торопить ребенка с ОВЗ и разрешать ему выполнять задания в удобном для него темпе. Подчеркивание его медлительности и задержки может негативно сказаться на его самооценке и интересе к учебе. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности инклюзивного образования каждого ученика при определении объема и сложности заданий.
- Разнообразие видов деятельности. Периодическое изменение видов деятельности помогает снять напряжение и переключить внимание всех учеников, особенно тех, кто имеет особенности развития.
- Поддержка физического комфорта. Учителя должны быть готовы войти в положение детей с физическими проблемами, предоставляя им возможность менять позу или отвлечься от заданий при необходимости.
- Управление голосом. Многие дети с ОВЗ проговаривают свои действия вслух, что помогает им контролировать свою работу. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка делать это тихо или беззвучно.
- Стимулирование познавательной активности. Важно не заставлять детей, а формировать у них интерес к учебному процессу и создавать ситуации, в которых они сами будут стремиться разобраться в материале.
- Получение удовольствия от учебы. Задания должны быть такими, чтобы ученики могли справиться с ними без излишнего напряжения и потери интереса. Слишком сложные задания могут стать причиной стресса и психологических проблем у детей.
Часто задаваемые вопросы об инклюзивном образовании
В чем различия между инклюзивным образованием и коррекцией?
Инклюзивное образование предполагает наличие необычных детей в стандартных школах, в то время как коррекция означает, что школа состоит только из детей с особыми образовательными потребностями. Родители ребенка с особенностями имеют право выбора между этими подходами, опираясь на мнение специалистов. В настоящее время семьи все чаще отдают предпочтение инклюзивному образованию, так как оно лучше подготавливает детей к жизни в обществе.
Достаточно ли просто поместить ребенка с особыми образовательными потребностями в стандартный класс, чтобы он стал таким же, как все остальные?
Согласно законодательству об образовании, для ребенка с особыми образовательными потребностями, включая тех, у кого есть особенности интеллектуального развития, необходимо создать специальные образовательные условия. Эти условия инклюзивного образования помогут ему преодолевать трудности в поведении и постепенно интегрироваться в общество.
Как должна выглядеть инклюзия, при которой всем хорошо?
Инклюзивная среда, где каждому ребенку обеспечивается комфорт и подходящие условия для обучения, имеет важное значение. Для детей, испытывающих трудности в учебе в общем классе по общей программе, необходимы индивидуальные образовательные траектории, наличие специальных педагогов и тьюторов, а также доступ к отдельному помещению для уединения и восстановления сил.
Взаимодействие между детьми с разными потребностями происходит на переменах, в раздевалке, на школьном дворе и на уроках, под наблюдением специалистов. Эту модель инклюзивного образования часто называют «ресурсным классом», но название не имеет особого значения. Важно, чтобы каждый ребенок получал индивидуальную поддержку с учетом его особенностей и чтобы специалисты, работающие с такими подопечными, обладали соответствующими навыками.
Зачем инклюзия нужна нашим детям?
Инклюзия важна для наших детей по многим причинам. Регулярное общение типичных детей со сверстниками, у которых есть особенности развития, является естественным и правильным. Учитель, распределяя задания между учениками (помощь в гардеробе, помощь с вырезанием и наклеиванием и т. д.), формирует у детей естественное уважение, умение проявить заботу и участие к другим людям, а не просто испытывать сострадание или агрессию из-за физических отличий.
Когда дети с раннего возраста видят вокруг себя разнообразие в физическом и умственном развитии, они учатся толерантности, что помогает им успешно адаптироваться и находить общий язык во взрослой жизни.
Инклюзивное образование играет важную роль в стремлении обеспечить равенство и доступность обучения для всех студентов, включая тех, кто сталкивается с физическими, умственными или социальными ограничениями. Эта концепция не только расширяет возможности для людей с особыми потребностями, но и обогащает образовательный процесс в целом, предоставляя всем учащимся возможность развиваться в разнообразной и поддерживающей среде.
Принципы толерантности, уважения и равноправия, лежащие в основе инклюзивного образования, служат фундаментом для формирования более гармоничного и справедливого общества. Путь к инклюзивному образованию требует значительных усилий со стороны государственных органов, учебных заведений и всего социума, но эти усилия оправданы результатами.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: